22.09.2017 / SKI INSTRUCTOR
Из чего состоят ваши лыжи.
Статья для тех, кто пока еще новичок, катается непрофессионально или особенно не задумывался на протяжении всех лет катания, из чего же состоят те две чудесные дощечки, которые позволяют скользить по заснеженным склонам.
22.10.2017 / SKI INSTRUCTOR
Из чего состоят ваши лыжи.
Статья для тех, кто пока еще новичок, катается непрофессионально или особенно не задумывался на протяжении всех лет катания, из чего же состоят те две чудесные дощечки, которые позволяют скользить по заснеженным склонам.
В конструкции лыж каждый материал и способ его использования влияет на поведение лыж на снегу: насколько они жесткие или упругие, сколько весят, как хорошо держат кант и так далее.

«Одна из неотъемлемых характеристик лыж – это то, как ты их ощущаешь, - сказал Мэтт Стербенц, основатель 4FRNT Skis. – Это чувство лыж, в конечном счете, является результатом взаимодействия тех материалов, которые использованы в конструкции». Поэтому, задумавшись о покупке новой пары, стоит изучить вопрос, из чего же состоит ваше будущее приобретение.
В конструкции лыж каждый материал и способ его использования влияет на поведение лыж на снегу: насколько они жесткие или упругие, сколько весят, как хорошо держат кант и так далее.

«Одна из неотъемлемых характеристик лыж – это то, как ты их ощущаешь, - сказал Мэтт Стербенц, основатель 4FRNT Skis. – Это чувство лыж, в конечном счете, является результатом взаимодействия тех материалов, которые использованы в конструкции». Поэтому, задумавшись о покупке новой пары, стоит изучить вопрос, из чего же состоит ваше будущее приобретение.
Сердечник

Это одна из последних деталей в современном спортивном оборудовании, которую до сих пор делают из «старого доброго дерева» - большинство лыжных производителей сегодня используют сочетание разных сортов древесины для достижения идеального баланса веса, прочности и жесткости. Деревянный сердечник расположен в сердцевине конструкции и определяет то самое «чувство лыж», о котором говорит Стербенц: «Когда ваша лыжа касается снега, именно материал сердечника дает то уникальное ощущение, которое доходит до вас через ботинки».

В сердечниках лыж наиболее часто используется ясень, клен, тополь и осина. Древесина клена и ясеня считается самой жесткой и выносливой, и именно из этих сортов дерева производят лыжи биг-маунтин, которые выдерживают большие нагрузки. Древесина тополя и осины гораздо легче и используется в производстве парковых и универсальных лыж. В лыжах для скитуринга обычно применяют очень легкие сорта древесины, например, бамбук или павловнию.
Сердечник

Это одна из последних деталей в современном спортивном оборудовании, которую до сих пор делают из «старого доброго дерева» - большинство лыжных производителей сегодня используют сочетание разных сортов древесины для достижения идеального баланса веса, прочности и жесткости. Деревянный сердечник расположен в сердцевине конструкции и определяет то самое «чувство лыж», о котором говорит Стербенц: «Когда ваша лыжа касается снега, именно материал сердечника дает то уникальное ощущение, которое доходит до вас через ботинки».

В сердечниках лыж наиболее часто используется ясень, клен, тополь и осина. Древесина клена и ясеня считается самой жесткой и выносливой, и именно из этих сортов дерева производят лыжи биг-маунтин, которые выдерживают большие нагрузки. Древесина тополя и осины гораздо легче и используется в производстве парковых и универсальных лыж. В лыжах для скитуринга обычно применяют очень легкие сорта древесины, например, бамбук или павловнию.
Композитные слои

Стекловолокно

Хотя используемая в сердечнике древесина значительно влияет на стиль катания, все же индивидуальность лыжам придают те материалы, которые усиливают сердечник. В каждой лыже есть два основных композитных слоя – сам материал, который фактически обеспечивает 50-80% общей жесткости лыжи, и эпоксидная смола, удерживающая всю конструкцию.

Производители лыж чаще всего используют в качестве композита стекловолокно. Изначально оно выглядит как обычная белая ткань, но при использовании в сердечнике вместе с толстым слоем эпоксидной смолы становится прочным и одновременно очень чутко реагирующим материалом.

Карбоновое волокно

Стекловолокно царит в индустрии производства горных лыж многие годы, но в последнее десятилетие на рынке спортивного снаряжения появилось карбоновое волокно, и многие производители начали использовать его в конструкции своих лыж.

Карбоновое волокно намного дороже, чем стекловолокно, но высокая цена окупается чрезвычайно легким весом в сочетании с неплохой жесткостью. Поэтому карбон стал применяться в создании большинства бэк-кантри лыж, где каждый грамм на счету.

Титанал

Алюминиевый сплав уровня космических технологий, и его производит только одна компания в мире. Титанал в конструкции придает лыжам очень ровный ход, гасит большинство вибраций, которые можно почувствовать в подобных лыжах без этого сплава. Будучи металлом, он, естественно, утяжеляет лыжу, но его повышенная торсионная жесткость идеальна для производства самых жестких лыж
    Композитные слои

    Стекловолокно

    Хотя используемая в сердечнике древесина значительно влияет на стиль катания, все же индивидуальность лыжам придают те материалы, которые усиливают сердечник. В каждой лыже есть два основных композитных слоя – сам материал, который фактически обеспечивает 50-80% общей жесткости лыжи, и эпоксидная смола, удерживающая всю конструкцию.

    Производители лыж чаще всего используют в качестве композита стекловолокно. Изначально оно выглядит как обычная белая ткань, но при использовании в сердечнике вместе с толстым слоем эпоксидной смолы становится прочным и одновременно очень чутко реагирующим материалом.

    Карбоновое волокно

    Стекловолокно царит в индустрии производства горных лыж многие годы, но в последнее десятилетие на рынке спортивного снаряжения появилось карбоновое волокно, и многие производители начали использовать его в конструкции своих лыж.

    Карбоновое волокно намного дороже, чем стекловолокно, но высокая цена окупается чрезвычайно легким весом в сочетании с неплохой жесткостью. Поэтому карбон стал применяться в создании большинства бэк-кантри лыж, где каждый грамм на счету.

    Титанал

    Алюминиевый сплав уровня космических технологий, и его производит только одна компания в мире. Титанал в конструкции придает лыжам очень ровный ход, гасит большинство вибраций, которые можно почувствовать в подобных лыжах без этого сплава. Будучи металлом, он, естественно, утяжеляет лыжу, но его повышенная торсионная жесткость идеальна для производства самых жестких лыж
      Материал базы (скользящей поверхности)

      База лыж изготавливается из сверхвысокомолекулярного полиэтилена (UHMW-PE), толщиной обычно в 1-2 миллиметра. Иногда для скользящей поверхности используется спеченный UHMW, этот полимер имеет микропоры, которые при парафинировании забиваются воском, как результат – увеличивается скольжение лыж.

      Топшит (верхнее покрытие)

      Топшит защищает лыжи от влаги и служит «холстом» для полета художественной мысли производителей лыж.
      Рисунок на топшит можно нанести тремя способами: трафаретной печати, сублимации и прямой цифровой печати. При трафаретной печати краска наносится на шаблоны и вдавливается в топшит. Сублимация похожа на временную татуировку, когда рисунок сначала печатается на сублимационной бумаге, а затем при нагревании переносится на верхнее покрытие лыжи. При использовании прямой цифровой печати материал топшита загружается в специальный принтер, который печатает идеально четкое изображение сразу на топшит.

      Боковая стенка (сайдвол)

      На данный момент существуют три основных вида конструкции лыж: сэндвич (сайдвол), кэп и их сочетание – полукэп.

      На протяжении многих лет только высококлассные лыжи имели сэндвич-конструкцию – "бутерброд" из слоев ударопрочного abs-пластика по обе стороны сердечника между топшитом и кантами. Лыжи попроще имели более дешевую и легкую кэп-конструкцию, при которой крышка из стекловолокна обволакивает лыжу до самых кантов.

      В последние годы была разработана гибридная конструкция полукэп – сэндвич под грузовой площадкой (под креплением), переходящий в кэп в районе носка и пятки лыжи. Сэндвич в центральной части лыжи обеспечивает отличное сцепление со склоном, а сужающийся к концам кэп облегчает вес (и удешевляет производство).
      Материал базы (скользящей поверхности)

      База лыж изготавливается из сверхвысокомолекулярного полиэтилена (UHMW-PE), толщиной обычно в 1-2 миллиметра. Иногда для скользящей поверхности используется спеченный UHMW, этот полимер имеет микропоры, которые при парафинировании забиваются воском, как результат – увеличивается скольжение лыж.

      Топшит (верхнее покрытие)

      Топшит защищает лыжи от влаги и служит «холстом» для полета художественной мысли производителей лыж.
      Рисунок на топшит можно нанести тремя способами: трафаретной печати, сублимации и прямой цифровой печати. При трафаретной печати краска наносится на шаблоны и вдавливается в топшит. Сублимация похожа на временную татуировку, когда рисунок сначала печатается на сублимационной бумаге, а затем при нагревании переносится на верхнее покрытие лыжи. При использовании прямой цифровой печати материал топшита загружается в специальный принтер, который печатает идеально четкое изображение сразу на топшит.

      Боковая стенка (сайдвол)

      На данный момент существуют три основных вида конструкции лыж: сэндвич (сайдвол), кэп и их сочетание – полукэп.

      На протяжении многих лет только высококлассные лыжи имели сэндвич-конструкцию – "бутерброд" из слоев ударопрочного abs-пластика по обе стороны сердечника между топшитом и кантами. Лыжи попроще имели более дешевую и легкую кэп-конструкцию, при которой крышка из стекловолокна обволакивает лыжу до самых кантов.

      В последние годы была разработана гибридная конструкция полукэп – сэндвич под грузовой площадкой (под креплением), переходящий в кэп в районе носка и пятки лыжи. Сэндвич в центральной части лыжи обеспечивает отличное сцепление со склоном, а сужающийся к концам кэп облегчает вес (и удешевляет производство).
      Перевод. Источник http://www.powder.com